Уступающее руление
Довольно часто встречается манера манипулирования рулевым колесом, при которой после выполнения поворота водитель либо ослабляет захват на рулевом колесе, либо вовсе отпускает руль, позволяя ему самостоятельно возвращаться в исходное положение. Такой возврат возможен за счет конструктивных особенностей передней подвески. Со стороны для неспециалиста подобные манипуляции с рулевым колесом смотрятся великолепно, они вызывают восторг знакомых и позволяют водителю чувствовать себя асом. Однако когда этот метод управления становится практически рефлексом, он рано или поздно приводит к ритмическому заносу. Собственно говоря, отпускание рулевого колеса после крутого поворота является одной из наиболее частых причин возникновения ритмического заноса.Дело в том, что на скользком дорожном покрытии подобная «самостабилизация» может привести к поперечному раскачиванию задней оси автомобиля с сопутствующим резонансом. Таким образом, автомобиль теряет устойчивость, уходит в занос с возрастающей амплитудой, и затем начинается неуправляемое вращение автомобиля.
Для предотвращения возникновения такой ситуации применяется уступающее руление.
Уступающее руление — это такие манипуляции с рулевым колесом, которые не позволяют ему неуправляемо раскручиваться, подтормаживают его и сохраняют постоянный контакт водителя с рулевым колесом, не допуская его проскальзывания. В результате постоянно сохраняется контроль над автомобилем и в любой момент можно начать выполнение необходимых действий для предотвращения критической ситуации.
Такой способ руления осуществляется как одной, так и двумя руками.
Манипуляции рулевым колесом одной рукой аналогичны рулению одной рукой: в нужный момент рулевое колесо подхватывается и вращается в требуемом направлении. Если же подхвата с последующим вращением не требуется, то рука контролирует скорость вращения рулевого колеса при самовыравнивании (рис. 46 и 47).
Рис. 46. Контроль раскрутки рулевого колеса при самовыравнивании
Манипулирование рулевым колесом двумя руками аналогично скоростному рулению. Оно выполняется в верхнем боковом секторе рулевого колеса путем поочередного подтормаживания рулевого колеса перекрестными захватами.
Рис. 47. Подхват рулевого колеса для начала руления
Иногда применяется подтормаживание рулевого колеса одной рукой, но не в свободном режиме, а при статическом захвате. В этом случае скорость вращения рулевого колеса изменяется за счет сжатия и расслабления захвата. Применяя уступающее руление, можно не только стабилизировать автомобиль, когда занос уже начался, но и произвести опережающие действия, то есть предотвратить возникновение заноса.