Форма входа

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Человеческий фактор

Нужно немного подождать, и плохое само собой исчезнет.
Закон Хеллрунга
…Нанеся непоправимый ущерб.
Расширение Шавелсона
Но если потребуется, оно вернется, чтобы это повторить.
Дополнение Грелба
(законы Мерфи: передовая мерфология)


Человеческим фактором называют совокупность всех физических и психических свойств личности и их влияние на успешностьдеятельности. Из этого определения очевидно, что человеческий фактор является одной из базовых основ контраварийного вождения, причем во многих случаях даже в большей степени, чем владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем.

Большинство опасностей на дороге, связанных именно с человеческим фактором, могут быть устранены, так как зависят от самого водителя. Правда, остается человеческий фактор, связанный с другими участниками дорожного движения, но если снижается вероятность собственной ошибки и повышается качество прогнозирования дорожной ситуации, то уменьшается и количество опасных ситуаций на дороге.

Основная ошибка многих водителей, как новичков, так и обладающих уже достаточно приличным стажем управления автомобиля, — излишняя самоуверенность, переоценка своих способностей и возможностей. Можно утверждать, что как только у водителя возникает убеждение: «Я уже все видел, все знаю, я могу справиться с любой дорожной ситуацией», — речь уже идет не о контраварийном, а об аварийно-опасном вождении.

Дело в том, что результатом подобной самоуверенности является практически абсолютная растерянность в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации. Само наличие такой
ситуации — это удар по убеждениям, который нужно выдержать и «переварить». Но если «переваривание» начинается в тот момент, когда сложная ситуация уже возникла, то — здравствуй, ДТП!

Чтобы не загонять себя в психологическую ловушку, всего-то и требуется сказать себе, что есть ситуации, которые мне неподвластны, наступление которых я не могу предвидеть. В этом случае отсутствие предвидения опасной ситуации вовсе не является трагедией, как простуда, неожиданно свалившаяся на голову. Ведь при простуде никто не начинает впадать в панику и бросать «управление собственным телом». Напротив — закупаются носовые платки и лекарства, начинается управление ситуацией с целью свести к минимуму негативные последствия болезни, а то и вовсе избавиться от них. То же самое относится и к контраварийному вождению: да, нестандартные и неконтролируемые дорожные ситуации случаются, но даже при этом нужно продолжать управлять автомобилем и не
оставлять попыток минимизировать негативные последствия, а то и вовсе полностью справиться с возникшей ситуацией. Ведь то, что наступление экстремальной ситуации невозможно было предвидеть, вовсе не означает, что ее принципиально невозможно взять под контроль — при условии убежденности водителя в том, что это возможно. Разумеется, требуется знание некоторых специфических приемов управления автомобилем (в основном это относится к способам прохождения
поворотов, вариантам торможения и работе с рулевым колесом), но первое, что необходимо, — уверенность человека за рулем.

Кроме того, следует учитывать ситуативное эмоциональное состояние. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смертельным исходом, проведенное американскими специалистами, показало, что 31 из 40 погибших водителей испытали незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т. п.

Но психология — это только одна сторона медали. Излишняя самоуверенность распространяется не только на область чистой психологии, но и на физиологию: самоуверенный водитель обладает преувеличенным мнением о своих физических данных. Чаще всего этим страдают молодые водители, а также водители старше 50 лет. Молодой водитель уверен, что с его здоровьем все в полном порядке и даже нет особого смысла проверять скорость реакции, зрение (если нет жалоб), слух и т. д. Водитель после 50 лет, если не имеет жалоб на здоровье, считает, что он молод не только душой, но и телом, и не учитывает объективных возрастных особенностей. Попадаются водители, которые стесняются носить очки (большинство таких водителей — женщины, но есть и мужчины).

Бывает, что такие люди отказываются и от контактных линз (причины могут быть различными, вплоть до вполне объективной аллергии). Случается, что водитель обладает недостаточно острым слухом — это, конечно, не настолько существенно, как зрение, но все равно является очень важным фактором, особенно когда речь идет об аварийной ситуации.

Вариантов переоценки множество. Водитель, который действительно желает, чтобы его вождение было контраварийным, будет делать выводы о своих физических возможностях, исходя из объективных данных — на основании тестов и медицинских осмотров. Ведь то, что зрение водителя не 1,0 на оба глаза, а, предположим, 0,5, вовсе не означает, что тонкости контраварийного вождения ему недоступны. Для успешного овладения всеми приемами нужно будет учесть особенности своей физиологии — в частности, надеть очки или контактные линзы для управления автомобилем (и не оправдываться тем, что «я и без очков прекрасно все вижу, я даже читаю без очков!», потому что читать — это одно, а управлять автомобилем — совсем другое).

Кроме остроты зрения, следует проверять еще и способность видеть в темное время суток, а также адаптационные способности глаз. Особенно это относится к возрастным водителям. Дело в том, что с возрастом снижается адаптационная способность зрения, то есть глаза все дольше адаптируются к резкой перемене освещения. Это очень существенно именно в темное время суток, когда возможно неожиданное ослепление фарами встречного автомобиля. Кроме того, «ночное зрение» тоже ухудшается с возрастом: чем старше человек, тем хуже он видит по ночам, и это при том, что в светлое время суток его зрение может быть все той же классической единицей, как и в молодости. Именно поэтому возрастным водителям не рекомендуется длительное управление автомобилем в темное время суток.

На безопасность движения также оказывает влияние качество бокового зрения. Для тех, кто обладает так называемым тоннельным зрением, то есть способен видеть только в пределах угла 40°, вождение автомобиля особенно опасно, так как обстановка по бокам находится в слепом пятне и остается вне поля зрения.

Кроме того, существует множество различных заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов с возможными побочными эффектами в виде головокружения, нарушения координации движений и т. д. Например, такое воздействие оказывают многие гипотензивные препараты, антидепрессанты и антиаллергические средства. И если водитель не учитывает возможность подобных эффектов от принимаемых им лекарств, то он является источником потенциальной опасности на дороге, а о контраварийном вождении не приходится и говорить.

Все перечисленные выше факторы относятся в основном к переоценке водителем своих возможностей и способностей, которая и приводит к ошибкам из-за неучтенных объективных факторов.

Существует еще один фактор, который препятствует контраварийному вождению, — страх. Водитель, прекрасно справляющийся с управлением автомобилем в стандартной ситуации, боится любой нештатной или экстремальной ситуации, которая может возникнуть на дороге. Если он не умеет преодолевать свой страх, то и управлять автомобилем в нестандартных условиях он не сможет.

Единственное, что позволяет не столько избавиться от инстинктивного страха, сколько адекватно реагировать на возникшую нестандартную ситуацию, — доведение до автоматизма навыков контраварийного вождения. То есть, как только возникает экстремальная ситуация, водитель переключается в «автоматический режим»: приобретенные навыки контраварийного вождения становятся тем автопилотом, который и управляет автомобилем, предпринимает необходимые действия для разрешения ситуации с минимальным ущербом. Фактически обучение навыкам контраварийного вождения — это выработка условного рефлекса, который включается в определенных ситуациях.

Подобный автоматизм является необходимым условием для контр аварийного вождения. Ведь на любом этапе в процессе управления автомобилем особую роль играет скорость — скорость приема информации и ее переработки, скорость принятия решения и воплощения его в жизнь. Если навыки контраварийного вождения доведены до автоматизма и водитель мгновенно реагирует на возникшую ситуацию, то промежуток времени от обнаружения нештатной ситуации до начала контраварийных действий сводится к минимуму, что делает меры, предпринимаемые водителем для предотвращения ДТП, особо действенными.

Простой пример: на дорогу из-за троллейбуса, подъехавшего к оста новке, неожиданно выскочил пешеход — нештатная ситуация, чреватая ДТП. В случае наличия автоматических навыков контраварийного вождения водитель начинает управлять автомобилем в «автоматическом режиме»: работает рулевым колесом, педалями газа и тормоза таким образом, чтобы объехать движущееся препятствие (пешехода) или остановить автомобиль так, чтобы пропустить пешехода, причем все выполняется так, чтобы маневры были максимально безопасными.

Если же навыков нет, то для принятия решения о необходимых действиях следует рассчитать безопасную скорость движения своего автомобиля, время достижения препятствия (пешехода), спрогнозировать поведение пешехода, оценить расположение других участников дорожного движения и их скорость, спрогнозировать их действия и только тогда принять решение. Естественно, все эти этапы проходит и тот водитель, который обладает навыками контраварийного вождения, но скорость их прохождения такова, что практически невозможно отделить время размышления от других действий водителя. Ну а при отсутствии навыков обычной реакцией водителя является экстренное торможение (да и то если успеет нажать педаль тормоза!), что в определенных условиях может привести к весьма
неприятному ДТП (например, на скользкой дороге).

Очевидно, что наличие навыков контраварийного вождения не только избавляет водителя от траты времени на «приобретение опыта», но и способствует оперативности и своевременности манипуляций органами управления автомобилем. Кроме того, искусство управления автомобилем — прямое следствие наработанных навыков.

Все вышесказанное приводит к выводу, что при наличии автоматических навыков управления автомобилем, подкрепленных опытом вождения и поведения в экстремальных ситуациях, водитель способен управлять автомобилем в максимально быстром темпе, что является чрезвычайно существенным условием контраварийного вождения. При быстром темпе управления автомобилем прием информации, ее переработка и принятие решений практически сливаются в одно непрерывное действие.

Если водитель действительно опытный, то «информационное значение сигнала может восприниматься и оцениваться настолько быстро, что информационный поиск практически отсутствует и водитель сразу переходит к действию». Например, в случае неожиданного появления на проезжей части пешехода водитель начинает снижение скорости, торможение, подает звуковой сигнал и объезжает препятствие еще до того, как может начаться обработка информации.

Чтобы навыки управления автомобилем в аварийно-опасных ситуациях стали автоматическими, нужно начинать с базовых навыков управления автомобилем. Как только они станут автоматическими, можно приступать к следующему этапу — освоению специализированных навыков.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

TOP 100

< Яндекс.Метрика
                                        
                                     
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz