Прием "газ - тормоз".
Торможение на скользком дорожном покрытии — одно из самых проблематичных действий, особенно для не слишком опытного водителя. А уж если речь идет о том, что нужно тормозить на обледенелой дороге или вообще на обледенелом спуске, то в такой ситуации может выступить холодный пот не только у новичков.Автомобиль быстро становится неуправляемым, а на спуске неудержимо стремится вниз, скорость постоянно увеличивается, манипуляции рулевым колесом не дают ни малейшего эффекта — сплошной кошмар для многих водителей. На льду даже самое минимальное тормозное усилие, легкое, почти невесомое касание педали тормоза может привести к блокировке ведущих колес и неуправляемости автомобиля.
Чтобы предотвратить подобное развитие ситуации, существует прием «газ — тормоз». При этом подгазовка производится не во время растормаживания, а непосредственно во время приложения тормозного усилия.
Для реализации приема «газ — тормоз» манипулировать педалью тормоза нужно левой ногой. Правая нога при этом работает с педалью газа, не отпуская ее (рис. 62). Таким образом достигается антиблокировочный эффект и автомобиль сохраняет как устойчивость, так и управляемость. Обычно удерживается постоянная подача топлива (30–50 % от максимальной), а тормозные усилия осуществляются методом прерывистого или ступенчатого торможения.
Особенно актуален прием «газ — тормоз» на переднеприводных автомобилях, не оснащенных ABS, — таким способом можно повернуть автомобиль с помощью скольжения задних колес.
Применять для переднеприводных автомобилей данный прием можно не только на обледенелых спусках, но и на поворотах, при неровной дороге и в других ситуациях, когда требуется предотвратить блокировку передних колес.
ВНИМАНИЕ
Применять прием «газ — тормоз» на автомобилях с автоматической коробкой передач не рекомендуется.
Применение приема «газ — тормоз» требует достаточно длительных тренировок, а без уверенного освоения может быть просто опасен. Дело в том, что грубая работа с педалью тормоза может привести к тому, что будут заблокированы колеса, да еще и заглох нет двигатель (подобное может произойти, если включена прямая передача). На обледенелом спуске это означает, что ситуация перешла из разряда аварийно-опасных в разряд критических.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если в автомобиле рулевая колонка расположена практически вертикально и проходит между педалями сцепления и тормоза (подобное характерно для многих моделей автобусов и грузовых автомобилей), то применение приема «газ — тормоз» практически невозможно, так как рулевая колонка препятствует манипулированию педалью тормоза левой ногой. Переносить левую ногу на педаль тормоза заранее,до начала маневрирования и, следовательно, до начала применения приема «газ — тормоз», не рекомендуется, так как затем рулевая колонка будет препятствовать возврату ноги на педаль сцепления, что может привести к опасной ситуации. Возможно манипулирование педалями газа и тормоза одной правой ногой, но в грузовых автомобилях и автобусах это затруднительно, а в легковых требуется просто виртуозное владение «танцем на педалях».